Собеседование по русскому языку как допуск к ГИА состоялось

09 февраля   в 9 классах прошло итоговое собеседование по русскому языку, которое является допуском к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Его цель - проверить навыки устной речи у наших девятиклассников.

Всего на конец года в 9-х классах обучается 845 учеников. Должны были проходить собеседование 835 учеников, т.к. у 10 учеников итоговое собеседование было пройдено в прошлом году.

В этом году прошли итоговое собеседование  в первый срок, 9 февраля, 755  учеников  9-х классов из 26  общеобразовательных учреждений   нашего района,  а всего собеседование должно было пройти в 29 учреждениях.   Но две  школы   закрыты на карантин, в одной школе на карантине находится 9-й класс. Поэтому неявка составила  80 учеников, все ребята или болеют или находятся на карантине. Они будут сдавать итоговое собеседование во второй срок, определенный Рособрнадзором, а именно,  9 марта.

Как же прошло это важное для наших школьников событие в этом учебном году?

В день собеседования комплект заданий для проведения итогового собеседования (далее - КИМ) был получен нашими учреждениями  через Управление образования администрации Конаковского района из Регионального центра обработки информации.

Оценивалось  собеседование не по пятибалльной системе, как мы привыкли, а  по системе «зачет»/«незачет». На «зачет» достаточно было набрать не менее 10 баллов , а детям с ограниченными возможностями здоровья (а их у нас 20 чел.) - не менее 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое мог набрать ученик - 20.

Как и в прошлом году, ребятам были предложены два варианта: №123 и №178. В комплект заданий (а называются  они контрольно-измерительные материалы - сокращенно КИМ), как и в Демоверсию,  вошли четыре задания.

Первое  задание -  это выразительное чтение вслух небольшого текста.  В первом варианте ребятам был предложен текст о выдающемся спортсмене, о советском лыжнике, заслуженном мастере спорта СССР Вячеславе Петровиче Веденине. Во втором варианте - текст  о советском пловце, олимпийском чемпионе, многократном чемпионе мира и рекордсмене мира Владимире Валерьевиче Сальникове. Время на подготовку к ответу согласно инструкции  -   до 2 мин.

Второе  задание - это подробный пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации, а именно,   высказывания, которое приведено в КИМ. Время на подготовку этого задания тоже   до 2 мин. 

Как видите, задания 1 и 2 взаимосвязаны, выполняются с использованием одного текста.

Задания 3 и 4 не связаны с первым текстом.

В  задании № 3 ребятам необходимо было выбрать один из трех вариантов для монологического высказывания. В КИМах ребятам были предложены три темы на выбор:

Вариант 123.

Тема 1. Катание на сноуборде  (на основе описания фотографии).

Тема 2.Смелый поступок (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Нужно ли человеку избавляться от вредных привычек? (рассуждение по поставленному вопросу).

Вариант  178.

Тема 1. Путешествие  (на основе описания фотографии).

Тема 2.Моя мечта  (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Почему люди стремятся обрести друзей? (рассуждение по поставленному вопросу).

Время на подготовку  этого задания – 1 мин. А само высказывание  должно занять  не более 3 мин.

В  задании №4  ребята участвовали в   беседе  с экзаменатором-собеседником по теме предыдущего задания  (без подготовки). Ребятам нужно было давать полные ответы на вопросы, которые им задавал экзаменатор- собеседник.

На выполнение всей работы каждому ученику отводилось примерно 15-16 минут (включая время на подготовку). Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей -инвалидов продолжительность проведения собеседования согласно нормативным документам увеличивалась на 30 мин. 

В ходе ответа ученика экзаменатором - собеседником фиксировалось время начала и время окончания ответа, и все это фиксировалось в специальном протоколе.

На итоговом собеседовании  велась поточная (без перерывов) аудиозапись ответов каждого ученика. И это очень важно. И, конечно,  очень волнительно!

Обеспечивали качество поточной записи ответов учащихся технические специалисты наших школ. С целью обеспечения качественной записи в помещениях школы, где шло собеседование, был введен режим  тишины.

Для  проведения итогового собеседования в учреждениях были подготовлены и открыты  64  аудитории с оборудованными рабочими местами. В  кабинетах были установлены персональные компьютеры и  микрофоны, подготовлены рабочие места для учащихся, для экзаменатора-собеседника, для эксперта, который оценивал ответы учащихся по специальным критериям. Также для учащихся  были подготовлены аудитории  для ожидания устного ответа (в ряде школ учащиеся брались на собеседование прямо с уроков).

 В качестве экзаменаторов-собеседников работали 64 педагога: это учителя начальных классов, учителя различных предметов, таких как история, география и т.д.), директора-предметники.  В качестве экспертов работали только учителя русского языка и литературы, их было тоже 64 человека по количеству аудиторий. С ребятами работали и дежурные вне аудиторий, сопровождающие учащихся из аудиторий ожидания (или из класса) в аудитории для сдачи итогового собеседования.

Кроме того, на итоговом собеседовании присутствовали 24 общественных наблюдателя, аккредитованные Управлением образования администрации Конаковского района.

Сколько же человек прошли итоговое собеседование и  какие у ребят результаты?

Прошли итоговое собеседование и получили оценку «зачет»  751 учащийся, что составляет 99,5 % от общего количества сдававших (в прошлом году сдали с первого раза  тоже 99,5% сдававших). "Незачет" получили  4 учащихся из трех школ района (МБОУ  ВСОШ г.Конаково - 1 чел., МБОУ СОШ д.Ручьи - 1 чел., ГБОУ СОШ д. Мокшино - 2 чел.), что составляет  0,5% от общего количества сдававших (в прошлом году тоже  было 0,5%).

Для участников, получивших «незачет» или  пропустивших итоговое собеседование (по причине болезни или из-за закрытия школы на карантин),   предусмотрены дополнительные сроки сдачи  итогового собеседования по русскому языку  – это вторая рабочая среда марта (09 марта) и первый рабочий понедельник мая (16 мая).

Все аудиозаписи ответов девятиклассников,  протоколы оценивания ответов экспертами и иные сопроводительные документы  своевременно направлены по сети Интернет и  сданы в бумажном виде в Региональный центр обработки информации Тверской области.

Можно сказать, что итоговое собеседование состоялось.



Заведующий отделом дошкольного,

общего и дополнительного образования                                    Л.Н.Кулиева