Информация по результатам контрольного мероприятия «Проверка средств местного бюджета при строительстве газопровода для перевода жилых домов ПУ – 28 пгт. Козлово с центрального отопления на индивидуальное в 2021 году Администрацией Конаковского района

г. Конаково 21.03.2022г.

Контрольное мероприятие проведено на основании: статьи 157, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, статья 9 Положения о Муниципальном казенном учреждении контрольно-ревизионная комиссия Конаковского района, п. 3.1. Раздела II Плана деятельности МКУ Контрольно-ревизионная комиссия Конаковского района на 2022г., утвержденного распоряжением Контрольно-ревизионной комиссии от 16.12.2021 №45, Распоряжения Контрольно-ревизионной комиссии Конаковского района о проведении контрольного мероприятия от 10.01.2022г. № 2.

Предмет контроля: учредительные документы, нормативно-правовые акты и иные документы, бухгалтерские документы, финансовая отчетность, договоры, первичные документы, отражающие использование средств местного бюджета при строительстве газопровода для перевода жилых домов ПУ-28 пгт. Козлово с центрального отопления на индивидуальное Администрацией Конаковского района Тверской области.

Объект контроля: Администрация Конаковского района Тверской области, зарегистрированное по адресу: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ИНН 6911004378.

Сроки проведения контрольного мероприятия: с 26.01.2022г. по 11.03.2021г.

Цель контрольного мероприятия: организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета Конаковского муниципального района при строительстве газопровода для перевода жилых домов ПУ-28 пгт. Козлово с центрального отопления на индивидуальное Администрацией Конаковского района Тверской области.

Проверяемый период: 01.01.2021 - 31.12.2021.

Метод проведения контрольного мероприятия: выборочный.

Объем средств, проверенных при проведении контрольного мероприятия: 2 420 654 рубля 51 копейка.

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

1. Контрольно-ревизионной комиссией сделано замечание о несоответствии наименования муниципального образования, отраженного в пункте 2 статьи 2 действующего Устава наименованию в названии и по тексту следующих документов:

«Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «Конаковский район» Тверской области с органами местного самоуправления городских и сельских поселений Конаковского района о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», утвержденного Решением Собрания депутатов Конаковского района от 27.04.2017 №303 и Положения об организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд МО «Конаковский район» Тверской области, утвержденное Решением Собрания депутатов Конаковского района от 27.02.2020 № 133 (далее - Положение об организации закупок) и др.

1.2. Контрольно-ревизионная комиссия обратила внимание Администрации Конаковского района, на то, что Положение об организации закупок на момент проведения контрольного мероприятия не приведено в соответствие с действующим Федеральным законом № 44-ФЗ с учетом вносимых изменений начиная с 2020 года.

В адрес Администрации КРК направлено представление о приведении Положения об организации закупок в соответствие с Федеральным законом № 44-ФЗ в срок до 01.06.2022года.

1.3. Кроме того, в преамбуле распоряжения АКР от 16.07.2021 № 176 «О внесении изменений в план-график закупок, товаров, работ, услуг на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов» выявлена некорректная ссылка на статью 21 Федерального закона № 44-ФЗ, утратившую силу с 01.10.2019 года. При внесении изменений в план - график закупок на 2021 год следовало руководствоваться ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ.

Обоснование: В соответствии с п.8 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» статья 21 Федерального закона № 44-ФЗ утратила свою силу с 01 октября 2019 года.

2. Выявлено одно нарушение ч. 2 ст. 179 БК РФ, п.3 ст. 4.1.2.2. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Конаковский район» Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Конаковского района Тверской области от 31.08.2017 № 439 (далее - Порядок по принятию решений о разработке МП), в части несвоевременного приведения в соответствие муниципальной программы с Решением Собрания депутатов Конаковского района о внесении изменений в бюджет.

Изменения в Муниципальную программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Конаковского района» на 2021-2025 годы» внесены Постановлением Администрации Конаковского района Тверской области от 14.10.2021 №793 «О внесении изменений в Постановление Администрации Конаковского района Тверской области от 16.12.2020 №791 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Конаковский район» Тверской области «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Конаковского района» на 2021-2025 годы» в соответствие с Решением Собрания депутатов Конаковского района от 08.07.2021 № 264 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Конаковского района от 24.12.2020г. № 211 «О бюджете Конаковского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 6 календарных дней позже, то есть несвоевременно.

Обоснование: На основании ч. 2 ст. 179 БК РФ: «…..Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу».

3. Выявлено одно нарушение ст. 759 ГК РФ, выразившееся в отсутствии утверждения Заказчиком (Администрацией Конаковского района Тверской области) технического задания на проектирование.

Техническое задание на проектирование «Строительство газопровода для перевода жилых домов ПУ - 28 гп.п. Козлово с центрального отопления на индивидуальное» в составе проектной документации ООО «Предприятие «Факел» ИНН 6911026269 на оказание услуг по разработке рабочей и сметной документации по объекту: «Строительство газопровода для перевода жилых домов ПУ - 28 гп.п. Козлово с центрального отопления на индивидуальное» от 21.07.2021г. № 122-АКР, не утверждено заказчиком - Администрацией Конаковского района Тверской области.

Обоснование: Статья 759 ГК РФ: По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

4. Выявлено одно нарушение ч.2 ст.72 БК РФ, ч.1, ч.9 ст.16 Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения Учреждением договора на сумму 70 723,51 руб. в условиях отсутствия сведений о закупке в плане - графике закупок.

Учреждением заключен договор от 25.06.2021 № ТОГ-КОН-Д-00303 с АО «Газпром газораспределение Тверь» на сумму 70 723,51 руб. на оказание услуг по проведению строительного контроля (технического надзора) за строительством объекта: «Строительство газопровода для перевода жилых домов ПУ - 28 гп.п. Козлово с центрального отопления на индивидуальное» по адресу: Тверская область, Конаковский район, гп.п. Козлово, в условиях отсутствия сведений о такой закупке в плане - графике закупок.

Соответствующие изменения в план – график закупок утверждены Распоряжением АКР 16.07.2021 № 176 и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 16.07.2021 года.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ: «Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств»;

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ: «Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены».

На основании ч.9 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ:  «Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее, чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта».

Ответственность: В соответствии с ч.4 ст. 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей».

5. Выявлено одно нарушение ст. 34 БК РФ, ст. 6, ч. 2 ст. 8, ст. 12, ч. 1, 5 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ, выразившееся в искусственно раздробленной и оформленной единой сделки несколькими самостоятельными договорами с целью обхода, установленной законом необходимости проведения торгов, осуществление нескольких связанных друг с другом закупок у единственного поставщика, без проведения конкурентных способов определения исполнителя.

Вывод сформирован на основе исследования совокупности параметров заключенных договоров (контрактов) от 21.07.2021 № 122-АКР, МК от 23.07.2021 № 123-АКР, МК от 23.07.2021 № 124-АКР, МК от 23.07.2021 № 125-АКР, таких как: тождественность предмета контракта, дата их заключения, место поставки, один и тот же контрагент.

Содержание договоров (контрактов) показывает, что они направлены на достижение единой хозяйственной цели - строительство газопровода среднего давления в гор. пос. п. Козлово. Заказчиком работ по данным договорам (контрактам) является одно и то же лицо - Администрация Конаковского района Тверской области, а исполнителем - ООО «Предприятие «Факел». На наличие достижения единой цели заключения указанных договоров указывает их предмет, характеризуемый однородностью - выполнение работ по строительству газопровода среднего давления, последовательность заключения договоров, а также сроки их заключения.

Принимая во внимание тождественность предметов договоров (контрактов), незначительный временной интервал дат заключения договоров (контрактов) - 21.07.2021, 23.07.2021, последовательную нумерацию, единую цель, а также единое место исполнения (Тверская область, Конаковский район, пгт. Козлово, ул. Стадиона до ул. ПУ-28, д.6 и д.8) следует вывод, что Администрацией Конаковского района Тверской области было осуществлено искусственное дробление закупок на несколько договоров (контрактов) на сумму до 600 000,00 рублей по каждому в целях формального соблюдения требований, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и возможности ухода от конкурентных процедур.

В результате заключения вышеуказанных договоров (контрактов) исполнитель работ ООО «Предприятие «Факел» получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

При этом, Администрацией Конаковского района Тверской области не соблюдены принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств, открытости, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.

Обоснование: В соответствии со статьей 34 БК РФ: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)».

На основании ч.2 ст.8 Федерального закона № 44-ФЗ: «…Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок»;

На основании ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ: «….муниципальные органы, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами…».

Ответственность: В соответствии с ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ «Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, Администрация Конаковского района Тверской области не обеспечила эффективность расходования бюджетных средств, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

6. Выявлено одно нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в признаках недопущения, ограничения, устранения конкуренции в действиях Администрации Конаковского района Тверской области.

Таким образом, в действиях Администрации Конаковского района Тверской области усматриваются признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями), выразившегося в заключении муниципальных контрактов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями): «Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)».

Ответственность: ч.2 ст.14.32 КоАП РФ: «Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».

7. Выявлено одно нарушение п. 6 Порядка от 30.08.2011 № 424, выразившееся в несвоевременном направлении документов в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района (задержка 92 календарных дня).

В соответствии со ст. 32 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО «Конаковский район», утвержденного Решением Собрания депутатов Конаковского района от 21.04.2011г. № 140 (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом) «…объекты муниципальной собственности МО «Конаковский район» подлежат обязательному занесению в реестр муниципального имущества».

При анализе представленных к проверке документов установлено, что Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) «Строительство газопровода для перевода жилых домов ПУ-28 г/п п. Козлово с центрального отопления на индивидуальное по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п п. Козлово» датирован 31.07.2021г.

Вместе с тем, Администрация Конаковского района Тверской области письмом от 15.11.2021г. № 4755 просит Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района включить в договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением основное средство:

- газопровод среднего давления ПУ-28 гп.п. Козлово балансовой и остаточной стоимостью 2 420 654,51 руб.

В результате чего нарушен п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (с изменениями и дополнениями)» (далее – Порядок от 30.08.2011 № 424), выразившейся в несвоевременном (задержка 92 календарных дня) направлении документов в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района.

Обоснование: В соответствии с п. 6 Порядка от 30.08.2011 № 424 «Внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.

Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).

 

По результатам проверки материалы контрольного мероприятия направлены в Конаковскую межрайонную прокуратуру.

 

 

 

Председатель МКУ КРК

Конаковского района Е.Н. Костенко