Режим дня – залог будущих пятерок

Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме. Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызываю­щих в коре головного мозга ребенка опре­деленно повторяю­щуюся стереотипную деятельность.

Учебная работа детей и подростков в основном представ­ляет собой умственный труд. В результате значительной деятельности в течение определенно­го времени наступает утомление, т. е. снижается работоспособность клетки, ткани или всего ор­ганизма, обусловленная временно наступившим истощением клеток коры головного мозга.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника. Дети становятся раздражительными, легко возбудимыми, плаксивыми, начинают плохо учиться. Систематическое умственное переутомление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием. Ребенку необходимо точно установленное время подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе.

Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время. Это способствует образованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для проведения последующего. Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными.

Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления, его накопления и переутомление. Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии. Очень важным, едва ли не решающим фактором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходимо предусматривать время для помощи в семье. Для учащихся различного возраста в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями устанавливается определенная длительность занятий в школе и дома.

У школьников 2 - 4 классов ежедневно бывает не более 4-5 уроков. Специальными исследованиями показано, что при длительности приготовления домашних заданий учениками 1-х классов до часа, 2-х классов - до 1- 1,5 часов, 3-4х классов- до 1,5-2 часов, дети все время работают внимательно и сосредоточенно.

Готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащиеся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены - в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на более поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.

Занятия в учреждениях дополнительного образования являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется.

Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.

Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание -не позднее 20.00 ч.

Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье, правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в разрез с элементарными требованиями гигиены:

 

нормализовать и сохранять распорядок дня школьника (ложиться спать не позже 21.00, вставать в 7.00);

кормить ребенка не менее 4-5 раз в сутки, причем смотреть за тем, чтобы он "налегал" не на бутерброды и чипсы с колой, а на супы, овощи и фрукты;

не забывать про витамины, необходимые растущему организму;

давать ребенку умеренную физическую нагрузку;

придерживаться «золотого» правила: «максимум свежего воздуха и минимум компьютера»