О правах потребителей, пострадавших после посещения учреждений общественного питания

К сожалению, в последнее время в СМИ все чаще появляется информация о гражданах, пострадавших после посещения учреждений общественного питания, когда потребление некачественно приготовленной пищи становится причиной отравления или инфекционного заболевания.

В этой связи территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Конаковском районе считает необходимым проинформировать потребителей о правах и порядке их защиты в подобных обстоятельствах.

В соответствии с положением ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», услуга общественного питания должна быть безопасной для жизни и здоровья потребителя.

При причинении вреда жизни и здоровью вследствие оказания услуг общественного питания ненадлежащего качества  потребитель вправе:

-отказаться от исполнения договора, потребовать возврата денежных средств и полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками услуги, в течение десяти дней со дня предъявления требований (ст. 29, ст. 31 Закона).
-требовать полного возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью, имуществу, вследствие недостатков оказанной услуги. Важно отметить, что указанное право признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 14 Закона).
-требовать компенсации морального вреда (нравственных и физических страданий), причинённых по вине исполнителя (ст. 15 Закона).
Требования необходимо изложить в претензии. Претензия с указанием контактных данных потребителя, даты и подписи составляется в двух экземплярах, один из которых направляется на юридический адрес исполнителя заказным почтовым оправлением или вручается ему лично. В последнем случае на втором экземпляре претензии сотрудником исполнителя должна быть проставлена отметка о получении с указанием даты, фамилии имени отчества, должности лица, принявшего претензию.

Для фиксации факта получения исполнителем претензии или получения отказа в принятии претензии указанные действия могут быть произведены в присутствии свидетелей или сопровождаться видеосъёмкой.
В случае неразрешения спора в досудебном порядке потребитель имеет право самостоятельно предъявить иск в суд:
    • по своему месту жительства или
    • по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, или
    • по месту заключения или исполнения договора.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
В случае удовлетворения судом требований потребителя суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона).

При принятии иска к производству, потребитель, основываясь на положении ст. 40 Закона, может обратиться в суд с ходатайством о привлечении Управления Роспотребнадзора по Тверской области для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

Важно отметить, что доказательства, необходимые для обращения Управления с исковым заявлением в судебный орган, должны быть собраны с участием заявителя. Сведения, являющиеся доказательствами по делу, могут быть получены из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, фотоснимков.

Потребитель также вправе обратиться в территориальный отдел с заявлением о судебной защите нарушенных прав.
Необходимо учесть, что приведенный порядок является общим. Каждая спорная ситуация, связанная с оказанием потребителю услуг ненадлежащего качества, требует отдельного анализа.

территориальный отдел Управления
Роспотребнадзора по Тверской области
в Конаковском районе