О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОНАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04.04.2025 г. г. Конаково № 524
О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 г. № 844 «О формировании единого производственно - технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», руководствуясь Уставом Конаковского муниципального округа Тверской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (приложение 1).
2. Определить ответственным за осуществление информационного обмена орган повседневного управления Конаковского муниципального звена Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Единую дежурно – диспетчерскую службу Конаковского муниципального округа Тверской области.
3. Заведующему отделом ГО и ЧС Администрации Конаковского муниципального округа:
- подготовить информацию для населения о порядке действий по сигналам оповещения (сирены, гудки транспортных средств и т.д.) и разместить её в общественно политической газете «Заря», официальном сайте Конаковского муниципального округа Тверской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах в населённых пунктах;
- согласовать с директорами центров благоустройства Конаковского муниципального округа лиц ответственных за оповещение населения на подведомственной территории;
- разработать алгоритм организации оповещения руководящего состава Администрации Конаковского муниципального округа и населения при угрозе и возникновении ЧС.
3. Признать утратившим силу:
- Постановление Администрации Конаковского района Тверской области от 20.02.2021 г. № 117 «О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания и подлежит размещению на официальном сайте Конаковского муниципального округа Тверской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы Администрации Конаковского муниципального округа, курирующего вопросы ГО и ЧС.
Глава Конаковского
муниципального округа А.М. Пляскин
Приложение 1
к Постановлению Администрации
Конаковского муниципального округа
от 04.04.2025 г. № 524
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1. Общие положения
1.1. Настоящие положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 г. № 844 «О формировании единого производственно - технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения».
1.2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению и информированию органов управления Конаковского муниципального звена областной территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МЗ ОТП РСЧС), а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий и в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (далее - системы оповещения).
1.3. Система оповещения является составной частью системы управления гражданской обороны Конаковского муниципального округа Тверской области (далее - Конаковского округа) и представляет собой организационно - техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
1.4. Система оповещения Конаковского округа включает в себя территориальную, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.
1.4.1. Территориальная система оповещения Конаковского округа – организационно - техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, предназначенное для оповещения и информирования должностных лиц, осуществляющих управление гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Конаковского округа, населения Конаковского округа о возникновении или возможности возникновения чрезвычайной ситуации в масштабе Конаковского округа. Использование территориальной системы оповещения Конаковского округа осуществляется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Конаковского округа.
1.4.2. Местные системы оповещения – организационно - техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, предназначенное для оповещения и информирования должностных лиц, осуществляющих управление гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа, его населения о возникновении или возможности возникновения чрезвычайной ситуации в масштабе муниципального образования или его части, порядку действий населения в конкретных условиях обстановки. Использование местных систем оповещения осуществляется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории соответствующих муниципальных образований.
Местная система включает в себя:
- единая дежурно - диспетчерская служба Конаковского муниципального округа (далее - ЕДДС);
- дежурно - диспетчерские службы (далее - ДДС) и аварийно - диспетчерские службы (далее - АДС) учреждений и организаций, находящихся на территории Конаковского округа;
- системы экстренного оповещения и информирования населения Конаковского округа;
- оповещение и информирование населения Конаковского округа средствами массовой информации;
- подвижные средства оповещения;
- локальные системы оповещения потенциально - опасных объектов, созданные с целью оповещения рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других учреждений, организаций и населения в пределах зоны действия локальной системы оповещения, органов местного самоуправления об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера или при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- схему оповещения, которая является составной частью системы оповещения и представляет собой организационно - техническое объединение оперативно - дежурных служб, специальных технических средств оповещения (средства подачи звуковых сигналов - электросирен), сетей вещания, каналов связи сети общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих передачу (доведение) сигналов гражданской обороны и информации об угрозе нападения противника, воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, катастрофическом затоплении, угрозе стихийных бедствий, возникновении крупных аварий и катастроф, начале эвакуационных мероприятий до органов управления МЗ ОТП РСЧС и населения Конаковского округа.
1.5. Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию местной системы является составной частью комплекса мероприятий по гражданской обороне и защите населения от ЧС, проводимых муниципальным округом на соответствующих территориях и организациями в пределах своих полномочий.
1.6. Глава Конаковского муниципального округа, директора центров по благоустройству Конаковского муниципального округа, руководители предприятий, организаций и учреждений (далее - организаций) несут персональную ответственность за создание, развитие (совершенствование) и поддержание в постоянной готовности к использованию по прямому предназначению подведомственных систем.
2. Основные задачи местной системы оповещения
2.1. Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации до:
2.1.1. Должностных лиц Администрации Конаковского муниципального округа:
2.1.2. Директоров центров по благоустройству Конаковского муниципального округа Тверской области и организаций, расположенных на территории Конаковского округа;
2.1.3. Руководителей и должностных лиц органов управления гражданской обороны и МЗ ОТП РСЧС, объектовых звеньев по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2.1.4. Аварийно - спасательных служб и нештатных аварийно - спасательных формирований, действующих (созданных) на территории Конаковского округа.
2.1.5. ДДС, АДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, и остальных организаций, расположенных на территории Конаковского округа.
2.1.6. Доведение до населения Конаковского округа и работников организаций основного сигнала оповещения «Внимание всем!» посредством электрических сирен и других средств, а также соответствующей информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, правилах поведения и порядке действий.
2.2. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения от ДДС потенциально - опасных объектов до:
2.2.1. Оперативного дежурного ЕДДС Конаковского муниципального округа;
2.2.2. Руководителей, рабочих и служащих потенциально - опасного объекта;
2.2.3. Объектовых нештатных аварийно - спасательных формирований;
2.2.4. Руководителей учреждений и организаций, расположенных в зоне действий локальной системы оповещения;
2.2.5. Населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
3. Задействование систем оповещения
3.1. Решение на задействование системы оповещения принимает Глава Конаковского муниципального округа. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, право разрешения на задействование системы оповещения предоставляется руководителям органов, специально уполномоченных решать вопросы гражданской обороны, с немедленным докладом Главе Конаковского муниципального округа или лицу его замещающему.
3.2 Лица, уполномоченные давать разрешение на задействование системы оповещения на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению, имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно - правовых форм и форм собственности.
3.3. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
3.4. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом Главе Конаковского муниципального округа или лицу его замещающему.
3.5. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.
В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания.
В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, сотовой связи, а также сетей вещания.
3.6. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.
Для передачи населению Конаковского муниципального округа условных сигналов и информации оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, порядке действий населения, в территориальной системе централизованного оповещения используются, по согласованию с территориальными органами Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и телерадиокомпаниями, осуществляющими вещание на территории Конаковского муниципального округа, радиотрансляционные сети, радиовещательные станции и радиопередатчики звукового сопровождения телевидения телерадиокомпании (далее - ГТРК) «Тверь», областного телерадиопередающего центра (далее - ОРТГЩ), телерадиокомпаний и радиотрансляционных сетей Конаковского муниципального округа.
Глава Конаковского муниципального округа определяет, по согласованию с собственниками, порядок использования телерадиовещательных передатчиков и радиотрансляционных сетей негосударственной формы собственности для передачи населению Конаковского муниципального округа (муниципального образования) отдельной территории округа условных сигналов и информации оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуациях, порядке действий населения, в местной системе оповещения.
3.7. Информация оповещения передается населению при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в виде стандартных предварительно подготовленных сообщений с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут, при этом допускается 2-3-х кратное повторение речевого сообщения. Речевое сообщение может сопровождаться видеороликом, содержащим текст речевого сообщения в виде бегущей строки, передаваемого по средствам телевизионного вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается выдача нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи профессиональными дикторами из телерадиовещательных студий или непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС Конаковского муниципального округа.
3.8. Задействование оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на соответствующей территории, других ведомств и организаций, участвующих в передаче сигналов (распоряжений) и информации оповещения, организуется в соответствии с решением Главы Конаковского муниципального округа и инструкциями, согласованными с заинтересованными ведомствами и организациями.
3.9. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решениями Главы Конаковского муниципального округа и руководителем организации соответствующего уровня управления.
3.10. Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной.
4. Создание, совершенствование и поддержание в готовности систем оповещения
4.1. Системы оповещения создаются заблаговременно в мирное время.
4.2. Территориальная система оповещения Конаковского муниципального округа создаётся, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию под руководством Главы Конаковского муниципального округа органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории Конаковского округа с участием организаций и служб, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи.
4.3. Местные системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством руководителей территориальных отделов Конаковского муниципального округа, осуществляющими управление гражданской обороной на подведомственной территории, с участием организаций и служб, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи.
4.4.Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи.
Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются соответствующими нормативными актами.
4.5. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальной системы оповещения Конаковского муниципального округа и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ней.
4.6. Территориальная система оповещения Конаковского муниципального округа и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
Местные и объектовые системы оповещения должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
4.7. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организации и службы, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи, предприятия связи и их филиалы проводят комплекс организационно - технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
4.8. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:
- доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесённых защищённых пунктов управления;
- комплексное использование нескольких территориально разнесённых систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
- размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищённых пунктах управления;
- создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
4.9. Для оповещения и информирования населения органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Конаковского муниципального округа, совместно ГТРК «Тверь», ОРТПЦ, их филиалами используются основные и заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания телевизионных и радиовещательных компаний. В целях более полного охвата населения оповещением для выполнения задач по оповещению могут привлекаться операторы сотовой связи на основе договоров, заключаемых с ними органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Конаковского муниципального округа.
4.10. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением Главы Конаковского муниципального округа, директорами центров по благоустройству Конаковского муниципального округа Тверской области, руководителя организации.
Номенклатура, объём, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории Конаковского муниципального округа.
4.11. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся периодические проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно - техническое обслуживание.
4.12. Эксплуатационно - техническое обслуживание средств оповещения организуется органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
5. Руководство организацией оповещения
5.1. Общее руководство организацией оповещения осуществляется Главой Конаковского муниципального округа через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организации и службы, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи соответствующего уровня.
5.2. Непосредственное руководство осуществляется:
- на местном уровне управления гражданской обороной - органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории округа во взаимодействии с организациями связи, организациями ведомственных сетей связи, филиалами ГТРК «Тверь», ОРТПЦ в части использования сетей связи общего пользования и сетей вещания.
6. Обязанности органов, осуществляющих управление гражданской обороной, организаций связи, по оповещению и информированию населения
6.1. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории Конаковского муниципального округа:
- разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;
- обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;
- организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной;
- планируют и проводят совместно с организациями связи, ГТРК «Тверь» ОРТПЦ, их предприятиями и филиалами, территориальными телерадиокомпаниями, территориальными радиотрансляционными компаниями проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;
- представляют заявки в организации связи на выделение соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление гражданской обороной, к объектам вещания;
- разрабатывают совместно с организациями связи, ГТРК «Тверь», ОРТПЦ, их предприятиями и филиалами, территориальными телерадиокомпаниями, территориальными радиотрансляционными компаниями порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
6.2. Организации связи:
- обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;
- организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;
- осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов связи.
7. Порядок финансирования систем оповещения
7.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) местных, и локальных (объектовых) систем оповещения осуществляется соответственно за счет средств бюджета Конаковского муниципального округа и предприятий (организаций).
Финансирование эксплуатационного содержания территориальной системы оповещения осуществляется за счёт средств областного бюджета на основе договоров между Администрацией Конаковского муниципального округа и руководителем органа, специально уполномоченного для решения задач по ГО и ЧС (Государственного учреждения «Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области»).